01.06.2015

Замена CCD матрицы в Pentax A40, и замена дохлого ионистора

    Однажды в очередной поездке у меня отказал фотоаппарат, моделька достаточно старая, но на те времена она являлась достаточно хорошей мыльницей, и в некоторых обзорах за качество снимков и возможность добавлять голосовые комментарии к фото её прозвали "записная книжка фотографа".
    Матрица 1/1.7-дюйма, 12 MP, оптическая стабилизация изображения по технологии "подвижная матрица" (она действительно помогала), достаточно компактная мыльница. Единственное что не нравилось - отсутствие автофокуса в видео (да и разрешение), ну и мелкая аккумуляторная батарея без возможности зарядки через разъем (только во внешнем зарядном).
    Все было хорошо пока фотоаппарат не стал иногда делать фиолетовые снимки:

    Кроме этого меня раздражало то что он без батареи сбрасывал время, и хоть у меня и было 2 батареи - не всегда удавалось успеть их заменить без сброса часов. Но это были мелочи по сравнению с проблемой картинки.

    Решение разобрать фотоаппарат для исследования возможности замены я принял очень быстро. После того как я добрался до самой матрицы, и увидел систему оптической стабилизации - я понял что его стоит ремонтировать. Мне очень понравилась конструкция, вся начинка фотоаппарата (обидно что фотографий внутренностей я не делал), оптический стабилизатор, компоновка, шлейф на котором находился HV преобразователь вспышки, окутывающий все внутренности. Я был поражен тем, как это все было скомпонована и собрано (особенно после вскрытия дешевых мыльниц).

    После недолгих поисков в интернете была найдена информация что виной этому является матрица MN39690, и такая матрица ставилась не только в данную модель Pentax A40, но и в:
  • Kodak - v1233, v1253, z1275, z1285;
  • Samsung - NV20;
  • Nikon - P5100, S700;
  • Panasonic - FX100 
    Проблема заключалась в лазерной сварке выводных проводников на кристалл матрицы - через некоторое время эксплуатации матрицы под влиянием перепадов температуры сварка ослабевала, и контакт постепенно ухудшался, и в конечном итоге - исчезал.

    Решением была замена матрицы. Гарантия на данный фотоаппарат закончилась, а искать сервисный центр я не хотел, да и фотоаппарат был разложен по пакетикам.

    Для начала я решил поискать матрицу в магазинах запчастей по Украине - был найден 1 вариант, БУ, да еще и дорого. Решено было пойти искать на aliexpress. Оригинал мне не удалось найти, а вот для Samsung NV20 на шлейфе без железной подложки за небольшие деньги - запросто. В тот-же момент я сделал заказ, и оставалось ждать.

    Пока матрица была в пути - я занялся исследованием родной матрицы, и после долгого и безрезультатного рассматривания её в микроскоп - было произведено вскрытие, и проверка качества сварки проводников механическим методом - я их пытался сдвинуть кусочком обмоточного провода диаметром 0.05мм, и несколько проводников сдвинулись с кристалла.

    Аккуратно снимаем матрицу с шлейфа феном, и занимаемся проблемой питания часов. Фото потекшего ионистора у меня не сохранилось, и как я выяснил потом - он заряжался неограниченным током, что и привело к проблеме. Такой-же ионистор мне найти не удалось, а емкость конденсатора при замеренном мной токе потребления RTC фотоаппарата для замены ионистора должна быть очень большой, и конденсатора на 100 мкФ по расчетам хватило-бы на 5 минут работы RTC без батареи. Так как у меня было 2 батареи - 5 минут для подмены батареи этого более чем достаточно. Для замены был взят конденсатор в корпусе C на 100 мкФ 10 В:

    Для замены матрицы фотоаппарат пришлось разобрать полностью, и сборка обратно оказалась достаточно трудной задачей, и даже видео разборки не очень помогало из-за большой плотности компоновки данной модели, и огромного разнообразия винтов.

    Матрица как и ожидалось пришла на гибком шлейфе без железной подложки, что упростило демонтаж, который я произвел обычным паяльником с широким жалом, постепенно отгибая от матрицы шлейф.

    Монтаж новой матрицы на место - тем-же паяльником с узким жалом. Основными проблемами было установить матрицу ровно, без зазора, и не перегреть, но операция прошла успешно. Протираем матрицу, и начинаем сборку. Собирал я его долго, очень долго, хоть и пользовался записанным при разборке видео - это особо не помогало, но в конце концов я его собрал.

    И вот оно! Первая фотография сделанная новой матрицей! На фото - оставшийся после сборки винт :)

    После окончательной сборки я очень редко пользовался этим фотоаппаратом, по причине того, что я за это время привык делать снимки телефоном, да и остались некоторые моменты с этим фотоаппаратом, такие как появившаяся проблема слабой засветки вспышки (проблема или в конденсаторе, или в матрице), макрофото мне не очень нравятся, оптический зум всего х3. На данный момент меня преследует мысль покупки нового фотоаппарата с HD видео, нормальным макро, зумом, и с питанием от АА батарей, но пока не определился не только с моделью, но и с самим фактом - а нужно-ли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий