03.01.2021

Доработка встроенного фонокорректора винилового проигрывателя Audio-Technica AT-LP120XUSB

     Сразу предупреждаю - я не аудиофил, но разницу в звуке слышу, и провалы в АЧХ на низах или верхах определить могу.

    Идея покупки вертушки меня посетила после посещения обычного магазина бытовой техники во Вроцлаве, в котором кроме телефизоров, телефонов и прочей техники - были проигрыватели винила, диски, пластинки. В моем детстве у отца был проигрыватель винила, но с ним постоянно были какие-то проблемы, он его дорабатывал, и я даже не помню что-бы он когда либо работал. Пластинки естественно были, а вот как воспроизвести - не понятно, да и в то время все перешли на кассеты, и проигрыватель пылился на шифонере.

    Не смотря на это - я пытался запустить тот проигрыватель, но так как питание внутренностей - 220В, то родители не разрешали в нем ковыряться. Я пытался собирать самопальные конструкции типа грамафона, с иглой из проволки (аудиофилы меня убили-бы), и оно работало, но стабилизации оборотов - не было.

    После поездки во Вроцлав - меня не отпускала идея покупки проигрывателя, и когда на местной интернет площадке я нашел альбом любимого исполнителя на виниле - я решил, что порва выбирать проигрыватель, и не долго думая - мой выбор пал на Audio-Technica AT-LP120XUSB.

    Первые впечатления - оно огромное, тяжелое, и работает.

    В данной технике мне нравилось всегда не качество звука, а сам принцип работы - то что с луска пластика воспроизводится звук, причем в нынешнее время - достаточно высокого качества. Прослушивание винила - это целый ритуал, состоящий из доставания пластинки из конретра, её чистки, установки иглы на начальную дорожку. Сдесь нет возможности перелистывания треков, перемотки, и т.д. Хотя можно, но не желательно.

    Что-то меня понесло :)

    В общем - после покупки  большинства любимых альбомов на виниле, я заметил что не все пластинки одинаково записаны, и на некоторых есть недостаток в ВЧ, причем этот недостаток я не мог компенсировать темброблоком на усилителе. Сразу решил поискать схему данного проигрывателя в интернете, и не нашел. Тогда было принято решение - разобрать свой, и перерисовать схему фонокорректора, для симуляции и измерения её характеристик в Multisim 12.0.

    Характеристики проигрывателя приводить не буду, состав - тоже. Всё можно найти в интернете.

    Фотографии внутренностей:

    Фонокорректор:

    Срисовал схему фонокорректора (исходник на бумаге, дополненный сразу доработками):

    Прямоугольник в правой части схемы как потом оказалось - транзистор 2SD2704K / 2SD2705S (какой точно - не помню), и судя по даташиту "For Muting".

    Создал проект в Multisim 12.0. Схему для обратного преобразования RIAA взял с википедии, только добавил усилитель, для компенсации усиления (так легче производить измерения, без изменения масштаба в окне анализатора АЧХ):

    Как видно из графика - спад на ВЧ начинается на частоте 3кГц. НЧ почти не срезается. Так как у меня тракт пропускает частоты меньше 20Гц, и на НЧ динамиках я вижу перемещение головки - я решил поставить фильтр НЧ хотя-бы на 10-20Гц:

    Так-же после долгих шаманств в мультисиме - получил вариант доработки схемы, с которой спад ВЧ поднимается хотя-бы до 10кГц:

    Самое странное, это то, что на входе ОУ используются электролиты, включенные последовательно с выходом головки. Меня это изначально удивило, так как я не знал как это влияет еще на звук, но потом понял, что это нормальное решение, которолое я использовал в реальзации фильтра НЧ.

    Для поднятия ВЧ я использовал RC цепочку в цепи ОС операуционника. Номиналы подбирались методом тыка, но оно работает.

    В интернете я находил много схем фонокорректоров, которые при сборке в мультисиме давали сверхестественный прирост ВЧ, но я не думаю что это правильно (ну или как говорят аудиофилы - звук слишком яркий).

    Точность повторения, и эмуляции кривой RIAA в данном случае далеко не идеальна, но эффект очень даже чувствуется. Для сравнения я записал используя встроенный АЦП одну сторону пластинки без доработок, и после. Для сравнения взял один и тот-же кусок трека, взял один канал, и в редакторе свел их по времени, разделив каналы: оригинал - левый, доработка - правый (ну или как-то так), и сравнил срафик АЧХ. Ну и само собой я ощутил разницу в звуке, так как теперь не приходится выкручивать верх на максимум. Головку использовал радную AT-VM95E.

    Для полноты доработки заодно поменял конденсаторы пленку на WIMA FKP2, MKP2. Звук от этого на моем сетапе врятли поменялся, но почему бы и нет. Ну и про электролиты не забыл (выбирал с самым низким ESR).

    Проект Multisim 12.0 с доработками: RIAA_LP120X

Комментариев нет:

Отправить комментарий